Preview

Цифровая социология/Digital Sociology

Расширенный поиск

Социальные сети и биографический метод

https://doi.org/10.26425/2658-347X-2019-4-11-16

Аннотация

Рассмотрено понятие «сторителлинг» как одна из современных разновидностей биографического метода. Приведен пример анализа истории из социальных сетей, позволяющий раскрыть весь потенциал этого метода для развития цифровой социологии. Социальные сети расширяют горизонтальную коммуникацию и создают возможности для быстрого сетевого распространения информации. Практически безбарьерный вход и чрезвычайная распространенность дают возможности более широкого применения давно известного и проверенного инструмента. Сторителлинг позволяет получить визуальную, эмоциональную, оценочную составляющие любой биографии. Информация, полученная с помощью этого метода, дает нам возможность изучить несколько слоев той или иной биографии и выстроить сеть социальных взаимоотношений личности, то есть посмотреть на эти или иные факты биографии с точек зрения разных участников событий. История, проанализированная в статье, интересна своим жанром: персональным нарративом, созданным по инициативе интернет-журнала «Леди Mail.ru». Канал коммуникации, который используется для трансляции истории, влияет на содержание передаваемого сообщения, являясь, тем самым, элементом этой истории. Например, одна и та же история может быть рассказана по-разному через текст и видео, соответственно, оказывая различное воздействие на аудиторию. Или наоборот, для передачи одной и той же истории, могут задействоваться различные инструменты, в зависимости от специфики канала передачи. У каждой истории есть индивидуальный рассказчик, они являются элементами более крупной, многоголосой истории. Современный цифровые технологии упростили и расширили возможности биографического метода, так как в социальные сети  добровольно выкладывается огромное количество биографической информации миллионами пользователей из разных слоев населения, что позволяет использовать сторителлинг для анализа большинства проблем, входящих в интересы современной социологической мысли.

Об авторах

М. А. Панарина
АНО «Лаборатория Крыштановской»
Россия

Научный сотрудник

Москва





О. А. Куликова
ФГБОУ ВО «Государственный университет управления»
Россия

Канд. психол. наук, доцент

Москва




Список литературы

1. Кастельс М. (2017). Власть Коммуникации М.: ВШЭ, С. 592.

2. Темкина А.А., Роткирх А. (2002). Советские гендерные контракты и их трансформация в современной России//Социологические исследования. № 11. С. 4–14.

3. Byron P., Hunt J. (2017). That happened to me too: young people’s informal knowledge of diverse genders and sexualities//Sex Education. № 17 (3), Pp. 319–332.

4. De Fina A. (2016). Storytelling and audience reactions in social media//Language in Society. № 45(4). Pp. 473–498.

5. Liao S. (2019). “IAmGay” What about you? Storytelling, discursive politics, and the affective dimension of social media activism against censorship in China//International Journal of Communication. № 13. Pp. 2314–2333.

6. Manney P.J. (2008). Empathy in the time of technology: How storytelling is the key to empathy//Journal of Evolution and Technology, № 19 (1). Pp. 51–61.

7. McKinsey D. (2014). Strategic storytelling. How to create persuasive business presentations / CreateSpace Independent Publishing Platform. P. 266.

8. McLuhan M. (1964). Understanding media: The extensions of man. 318 p.

9. Meretoja H., Davis C. (2017). Storytelling and ethics: Literature, visual arts and the power of narrative. 324 p.

10. Page R. (2018). Narratives online. Shared stories in social media//Cambridge University Press. 230 p.


Рецензия

Для цитирования:


Панарина М.А., Куликова О.А. Социальные сети и биографический метод. Цифровая социология/Digital Sociology. 2019;2(4):11-16. https://doi.org/10.26425/2658-347X-2019-4-11-16

For citation:


Panarina M.A., Kulikova O.A. Social networks and biographical method. Digital Sociology. 2019;2(4):11-16. (In Russ.) https://doi.org/10.26425/2658-347X-2019-4-11-16

Просмотров: 1035


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2658-347X (Print)
ISSN 2713-1653 (Online)