Preview

Цифровая социология/Digital Sociology

Расширенный поиск

Моделирование управления компетенциями команд в цифровом сетевом пространстве центров управления в кризисных ситуациях МЧС России: на пути к цифровому двойнику

Аннотация

В статье рассматриваются вопросы, связанные с моделированием социальных процессов управления компетенциями команд в цифровом сетевом пространстве центров управления в кризисных ситуациях (далее – ЦУКС) Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее – МЧС России) на примере результатов работы учебных ЦУКС Академии Государственной противопожарной службы МЧС России (Москва), Академии гражданской защиты МЧС России (Химки) и Главного управления МЧС России по г. Севастополю. Приводится краткая характеристика цифровой среды ЦУКС (типовая схема). Данная проблема рассматривается с позиции активного использования в моделировании концепции интегративного компетентностного подхода, ориентированного на действия (структурно-функциональный подход Т. Парсонса). Предлагается схема параметров знания, используемая при анализе компетенций. Социология управления и социология малых групп позволяют изучать процессы, обеспечивающие устойчивость социальных систем-общностей, в виде рабочих команд со специфическими социальными отношениями и состояниями, проявляющимися прежде всего в форме «когнитивных блокад», психологических выгораний и т.п. Приводятся результаты социологического анализа по формированию системы показателей, характеризующих эффективность работы команд ЦУКС при рассмотрении, прогнозе развития и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Также показаны результаты практического моделирования оценки влияния уровня компетенций на результативность и продуктивность работы команд ЦУКС с использованием когнитивных моделей, формирование которых проводится в соответствии с концепцией структурно-целевого анализа. Подобные когнитивные модели характеризуют индивидуальные паттерны поведения дежурных смен в чрезвычайных ситуациях и являются одним из элементов разработки цифровых двойников команд

Об авторе

Е. Н. Кулишов
Академия Государственной противопожарной службы МЧС России
Россия

Кулишов Евгений Николаевич, Зам. начальника факультета Высшей академии управления

г. Москва



Список литературы

1. Бушуев С.Д., Бушуева Н.С. Управление проектами: основы профессиональных знаний и система оценки компетентности проектного менеджера. 2е изд. Киев: Iрiдiум; 2010. 208 с.

2. Добреньков В.И. Американская социологическая мысль: тексты. М.: Московский государственный университет; 1994. 496 с.

3. Евсеев Е.А., Станкевич А.М. Когнитивная модель управления научным коллективом. Вестник Санкт-Петербургского университета. Социология. 2012;1(12):206–215

4. Зарецкий В.К. Если ситуация кажется неразрешимой… М.: Форум; 2013. 64 с.

5. Каменева Т.Н., Кунилова К.Д., Целуйко А.В. Медийная коммуникация как фактор самоорганизации диаспоры. Цифровая социология. 2022;4(5):56–66. https://doi.org/10.26425/2658-347X-2022-5-4-56-66

6. Кибанов А.Я. Управление персоналом: теория и практика. Компетентностный подход в управлении персоналом: учебно-практическое пособие. М.: Проспект; 2012. 72 с.

7. Князева Е.Н., Курдюмов С.П. Основания синергетики. Человек, конструирующий себя и свое будущее: монография. М.: КомКнига; 2006. 232 с.

8. Корноушенко Е.К., Максимов В.И. Управление ситуацией с использованием структурных свойств ее когнитивной карты. Проблемы управления. 2000;11:85–90.

9. Луман Н. Социальные системы. Очерк общей теории. Пер. с нем. И.Д. Газиева. СПб.: Наука; 2007. 641 с.

10. Максимов В.И. Структурно-целевой анализ развития социально-экономических ситуаций. Управление в социально-экономических системах. 2005;3:30–38.

11. Пинчук А.Н. Конструирование социальной реальности в техно-социальном пространстве: новые вопросы и идеи. Социология и жизнь. 2019;1:131–141.

12. Равен Дж. Компетентность в современном обществе: выявление, развитие и реализация. Пер. с англ. М.: Когито-Центр; 2002. 394 с.

13. Ритцер Дж. Современные социологические теории. Пер. с англ. А. Бойкова, А. Лисицыной. 5е изд. СПб.: Питер; 2002. 686 с.

14. Робертс Ф.С. Дискретные математические модели с приложениями к социальным, биологическим и экологическим задачам. Пер. с англ. А.М. Раппопорта, С.И. Травкина. М.: Наука; 1986. 494 с.

15. Спенсер Л.М., Спенсер С.М. Компетенции на работе. Пер. с англ. А. Яковенко. М.: Гиппо; 2005. 384 с.

16. Федотова М.А. Постнеклассическое стратегирование проблемных ситуаций в концепции соционавигации: переход от целевого управления к атрибутивному конструированию. Экономические стратегии. 2019;8(166):94–101. https://doi.org/10.33917/es-8.166.2019.94-101

17. Халин С.М. Социология трудовых коллективов: учебное пособие. Тюмень: Тюменский государственный университет; 2004. 70 с.

18. Чуланова О.Л. Концепция компетентностного подхода в управлении персоналом. Интернет-журнал «Науковедение». 2013;5.

19. Шевырев А.В., Михеев В.А., Шаламова Н.Г., Федотова М.А. Системная аналитика в управлении: введение в научно-исследовательскую программу. Белгород: ЛитКараВан; 2016. 384 с.

20. Babintsev V.P., Fedotova M.A., Kulishov E.N., Popov T.V. Analysis of team development strategies in the digital techno-social space of the organization. International Journal of Early Childhood Special Education. 2022;14.

21. Boyatzis R.E. The competent manager: a model for effective performance. New York: Wiley; 1982. 308 p.

22. Carvalho J.P. On the semantics and the use of fuzzy cognitive maps and dynamic cognitive maps in social sciences. Fuzzy Sets and Systems. 2013;214:6–19. https://doi.org/10.1016/j.fss.2011.12.009

23. Glykas M. Fuzzy cognitive strategic maps in business process performance measurement. Expert Systems with Applications. 2013;1(40):1–14. http://dx.doi.org/10.1016/j.eswa.2012.01.078

24. Goffman E. Frame analysis: an essay on the organization of experience. Cambridge: Harvard University Press; 1974. 586 p.

25. Groumpos P.P. Fuzzy cognitive maps: basic theories and their application to complex systems. In: Fuzzy cognitive maps. Advances in theory, methodologies, tools and applications. Series: Studies in Fuzziness and Soft Computing. Heidelberg: Springer-Verlag; 2010. Pp. 1–22.

26. Le Deist F.D., Winterton J. What is competence? Human Resource Development International. 2005;1(8):27–46.


Рецензия

Для цитирования:


Кулишов Е.Н. Моделирование управления компетенциями команд в цифровом сетевом пространстве центров управления в кризисных ситуациях МЧС России: на пути к цифровому двойнику. Цифровая социология/Digital Sociology. 2024;7(1):56-64.

For citation:


Kulishov E.N. Modeling of team competence management in the digital network space of crisis management centres of the EMERCOM of Russia: on the way to the digital twin. Digital Sociology. 2024;7(1):56-64. (In Russ.)

Просмотров: 295


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2658-347X (Print)
ISSN 2713-1653 (Online)