Трансформации социальных коммуникаций в условиях цифровой платформизации и создания метавселенных помощи человеку
https://doi.org/10.26425/2658-347X-2025-8-1-42-50
Аннотация
Цель настоящего исследования – выявить и обозначить ключевые векторы системных изменений социальных коммуникаций в условиях цифровой платформизации и создания метавселенных помощи человеку. Основными методами эмпирических исследований стали анализ документальных источников, контент-анализ, сравнительный анализ данных отчетов и статистики Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации о цифровизации портала «Госуслуги», отчетов Global Digital, GSMA Intelligence, «Сбер» и др., вторичный анализ итогов исследований Всероссийского центра изучения общественного мнения. Основные результаты связаны с анализом динамики трансформации социальных коммуникаций в условиях цифровой платформизации. Установлено, что возможности мгновенных социальных интеракций сформировали феномен непрерывности темпоральной вовлеченности аудитории в глобальные информационные потоки. Отмечены опасности и риски, которые связаны с потерей приватности, защиты личной информации, утратой конфиденциальности данных, феноменами цифрового разобщения и цифрового неравенства. Сделан вывод о происходящих изменениях в повседневных практиках социальных коммуникаций и трансформации жизненного мира, проявляющихся в государственном управлении, экономике, социальной работе, медицине, реабилитации, сетевых социальных коммуникациях и иных сферах.
Об авторах
И. В. МкртумоваРоссия
Мкртумова Ирина Владимировна, д-р социол. наук, проф. каф. социологии, психологии управления и истории
г. Москва, Россия
Д. А. Чижов
Россия
Чижов Дмитрий Андреевич, аспирант
г. Москва, Россия
П. П. Янчук
Россия
Янчук Павел Павлович, аспирант
г. Москва, Россия
М. Ашкар
Россия
Ашкар Мария, аспирант
г. Москва, Россия
Список литературы
1. Дракер П. Посткапиталистическое общество. В кн.: Кравченко А.И. Социология: хрестоматия для вузов. 2е изд. М.: Фонд «Мир»; 2004. С. 135–167.
2. Кастельс М. Власть коммуникации. Пер. с англ. Н.М. Тылевич. М.: Издательский дом Высшей школы экономики; 2020. 591 с.
3. Латур Б. Пересборка социального: введение в акторно-сетевую теорию. Пер. с англ. И. Полонской. М.: Издательский дом Высшей школы экономики; 2014. 384 с.
4. Мкртумова И.В. Янчук П.П. Персонификация в кадре: социологический анализ влияния формата «Говорящая голова» на вовлеченность аудитории цифрового авторского медиапространства. Социально-гуманитарные знания. 2024;3:54–57.
5. Турен А. Возвращение человека действующего. Очерк социологии. М.: Научный мир; 1998. 204 с.
6. Черниченко Е.Н. Роль социальных медиа в трансформации языка. Russian Linguistic Bulletin. 2023;7(43). https://doi.org/10.18454/RULB.2023.43.31
7. Christison M., Murray D. What English Language Teachers Need to Know. New York: Routledge: Designing Curriculum; 2021. 376 p.
8. Jakic A., Wagner M., Meyer A. The Impact of Language Style Accommodation during Social Media Interactions on Brand Trust. Journal of Service Management. 2017;3(28):418–441. http://dx.doi.org/10.1108/JOSM-12-2016-0325
9. Kawate S., Patil K. Analysis of Foul Language Usage in Social Media Text Conversation. International Journal of Social Media and Interactive Learning Environments. 2017;3(5). http://dx.doi.org/10.1504/IJSMILE.2017.10008890
10. Lantz-Andersson A. Language Play in a Second Language: Social Media as Contexts for Emerging Sociopragmatic Competence. Education and Information Technologies. 2018;23:705–724. https://doi.org/10.1007/s10639-017-9631-0
11. Sundar S.S. Handbook of the Psychology of Communication Technology. Hoboken, NJ: Wiley-Blackwell; 2015. 608 с. https://doi.org/10.1002/9781118426456
12. Van Dijk J. The network society. London: Sage Publications; 2012. MedieKultur Journal of Media and Communication Research. 2012;29(54). http://dx.doi.org/10.7146/mediekultur.v29i54.7943
Рецензия
Для цитирования:
Мкртумова И.В., Чижов Д.А., Янчук П.П., Ашкар М. Трансформации социальных коммуникаций в условиях цифровой платформизации и создания метавселенных помощи человеку. Цифровая социология/Digital Sociology. 2025;8(1):42-50. https://doi.org/10.26425/2658-347X-2025-8-1-42-50
For citation:
Mkrtumova I.V., Chizhov D.A., Yanchuk P.P., Ashkar M. Social communications transformations in the conditions of digital platformization and human assistance metavillages creation. Digital Sociology. 2025;8(1):42-50. (In Russ.) https://doi.org/10.26425/2658-347X-2025-8-1-42-50