Preview

Цифровая социология/Digital Sociology

Расширенный поиск

Цифровая социология и новые возможности социальной образовательной реабилитации инвалидов

https://doi.org/10.26425/2658-347X-2020-2-55-62

Полный текст:

Аннотация

На основе проведенных социологических исследований и с использованием современных методологических подходов цифровой социологии обоснована целесообразность развития институциональных условий для улучшения образовательной реабилитации инвалидов с помощью современных интернет-технологий. Приведены примеры разработки аналогических проблем в работах отечественных и зарубежных авторов. Отдельно описаны возможности научно-методологического сопровождения социальных экспериментов по разработке и внедрению образовательных интернет-коммуникаций по преодолению маломобильности инвалидов с помощью арсенала цифровой социологии. Приведены данные об отношении инвалидов к получению высшего образования в системе их реабилитации и жизнедеятельности с выделением социальных групп с позитивными, неопределенными и негативными установками с преобладанием положительного отношения к возможности образовательной реабилитации. Описаны образовательные потребности инвалидов по различным направлениям, приведены их количественные характеристики с определением приоритетов и неактуальных для инвалидов направлений образования. Существенное место в статье уделено возможностям вовлечения инвалидов в процесс освоения образовательных программ и в научно-исследовательскую деятельность как с точки зрения наличия среди них желающих, так и использования различных форм их интеграции в реальные исследовательские проекты в составе временных творческих коллективов. Отдельно охарактеризованы условия осуществления научного сопровождения развития программ обучения в интернет-пространстве путем проведения их практической апробации по примеру Загорского эксперимента. Уделено внимание поддержке индивидуальных исследовательских проектов инвалидов в ходе получения высшего образования, обоснованы пути оказания помощи в сборе ими экспериментального материала. Отдельно показаны роль и место совместных форм научной деятельности инвалидов, преподавателей и студентов по выполнению государственных заданий. Учитывая важную роль социальной включенности инвалидов в интернет-коммуникации, отдельно отражена распространенность среди инвалидов и членов семей практики создания аккаунтов в сети «Интернет», использования различных интернет-ресурсов.

Об авторах

С. В. Кибакин
ФГБОУ ВО «Российский государственный университет правосудия»
Россия

Кибакин Сергей Викторович, Канд. пед. наук, старший преподаватель, г. Москва, Российская Федерация



Е. А. Малахова
Общероссийская общественная организация инвалидов «Образование для инвалидов»
Россия

Малахова Елена Анатольевна, Главный специалист отдела реабилитационных образовательных программ, г. Москва, Российская Федерация



Список литературы

1. Волков А.В. (2013). Роль технических средств реабилитации в образовательном процессе студентов-инвалидов МГТУ им.Н.Э. Баумана // Молодежный научно-технический вестник. № 6. С. 43.

2. Гудина Т.В. (2016). Интернет-технологии как средство реабилитации детей-инвалидов в современном информационно-образовательном пространстве // Специальное образование: материалы XII Международной научной конференции. Санкт-Петербург, 21–22 апреля, 2016 г. / под общ. ред. В.Н. Скворцова,отв. ред.: Л.М. Кобрина. С. 8–12.

3. Итунина Н.Б. (2016). Э.В. Ильенков: некоторые уроки загорского эксперимента // Известия Смоленского государственного университета. № 2 (34). С. 304–312.

4. Лямина Н.П., Котельникова Е.В. (2017). Пациент-ориентированная модель организации реабилитационной помощи на основе интернет-технологий // Вестник восстановительной медицины. № 1 (77). С. 96–102.

5. Митасова М. (2016). Выход из темноты: история одного эксперимента / Соединение. Фонд поддержки слепоглухих. М.: Эксмо. 252 с.

6. Суворов А.В. (2015). Уроки Загорского эксперимента в контексте тифлосурдопсихологии // Дефектология. № 6. С. 3–16.

7. Bakhurst D., Padden C. (1991). The meshcheryakov experiment: Soviet work on the education of blind-deaf children // Learning and Instruction. Vol. 1. No. 3. Pp. 201–215.


Для цитирования:


Кибакин С.В., Малахова Е.А. Цифровая социология и новые возможности социальной образовательной реабилитации инвалидов. Цифровая социология/Digital Sociology. 2020;3(2):55-62. https://doi.org/10.26425/2658-347X-2020-2-55-62

For citation:


Kibakin S.V., Malakhova Y.A. Digital sociology and new opportunities for social and educational rehabilitation of disabled people. Digital Sociology. 2020;3(2):55-62. (In Russ.) https://doi.org/10.26425/2658-347X-2020-2-55-62

Просмотров: 98


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2658-347X (Print)
ISSN 2713-1653 (Online)