Preview

Цифровая социология/Digital Sociology

Расширенный поиск

Мотивы и особенности кросс-платформенной самопрезентации российских студентов

https://doi.org/10.26425/2658-347X-2021-4-1-24-30

Полный текст:

Аннотация

Социальные сети все активнее выступают в качестве полноценного инструмента в процессе выражения собственной идентичности и самопрезентации. Объектом данного исследования стала кросс-платформенная самопрезентация российских студентов в трех различных социальных сетях: «ВКонтакте», Facebook и Instagram. Кросс-платформенность в статье рассмотрена как способность одновременного конструирования желаемого впечатления в различных интернет-платформах с учетом специфики их функциональности и аудитории. Предмет исследования – мотивы и особенности кросс-платформенной самопрезентации в данных социальных сетях. Исследовательский метод – глубинные интервью со студентами ФГАОУ ВО «Балтийский федеральный университет имени Иммануила Канта» (Калининград, Россия). Анализ нарративов осуществлен в специальном программном пакете Atlas.ti. Особое внимание уделено мотивам использования социальных сетей, а также сходствам и различиям в фотографиях и контенте, публикуемом на различных виртуальных платформах. Основным выводом проведенного исследования является то, что пользователи социальных медиа предпочитают различные формы самопрезентаций. Установлено, что характер самопрезентации связан как с мотивами использования социальных сетей, так и с их технологическими возможностями. В Facebook предпосылкой для формирования самопрезентации является возможность коммуникации с более серьезной и взрослой аудиторией. Во «ВКонтакте» – быть частью сообщества, состоящего преимущественно из близких друзей и сверстников. В Instagram – зрительное восприятие человека человеком. Наряду с этим на специфику самопрезентации оказывает влияние влияние и различная функциональность социальных сетей. В частности, Instagram предоставляет наиболее эффективные возможности для демонстрации пользователями аккаунтов событий из своей жизни.

Об авторах

М. И. Кришталь
ФГАОУ ВО «Балтийский федеральный университет им. И. Канта»
Россия

Кришталь Михаил Игоревич, канд. геогр. наук, науч. сотр., социологической лаборатории

г. Калининград

SPIN: 4271-7862, AuthorID: 945508



А. В. Щекотуров
ФГАОУ ВО «Балтийский федеральный университет им. И. Канта»
Россия

Щекотуров Александр Вячеславович, канд. социол. наук, зав. социологической лабораторией

г. Калининград

SPIN: 2498-7361, AuthorID: 763583



Список литературы

1. Войскунский А.Е. (2014). Социальная перцепция в социальных сетях // Вестник Московского университета. Серия 14: Психология. № 2. С. 90–104.

2. Донцов А.И., Донцов Д.А., Донцова М.В., Пятаков Е.О. (2016). Социально-психологические эффекты общения, их влияние на взаимодействие людей, воздействие их на коммуникацию, интеракцию и социальную перцепцию // Вестник практической психологии образования. № 3. С. 30–40.

3. Майерс Д. (2013). Социальная психология / Пер. с англ. СПб.: Питер. 800 с.

4. Радаев В.В. (2018). Миллениалы на фоне предшествующих поколений: эмпирический анализ // Социологические исследования. № 3. С. 15–33. https://doi.org/10.7868/S0132162518030029

5. Солдатова Е.Л., Погорелов Д.Н. (2018). Феномен виртуальной идентичности: современное состояние проблемы // Образование и наука. Т. 20, № 5. С. 105–124. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2018-5-105-124

6. Щекотуров А.В. (2017). От флирта до смены пола онлайн: подростковые практики альтернативных самопрезентаций в социальной сети «ВКонтакте» // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. № 6. С. 327–343. https://doi.org/10.14515/monitoring.2017.6.17.

7. Юров И.А. (2015). Самопрезентация старших школьников в сети Интернет // Психология обучения. № 10. С. 102–116.

8. Chua T., Chang L. (2016). Follow me and like my beautiful selfies: Singapore teenage girls’ engagement in self-presentation and peer comparison on social media // Computers in Human Behavior. V. 55. Pp. 190–197.

9. Duffy B.E., Chan N.K. (2018). “You never really know who’s looking”: Imagined surveillance across social media platforms // New Media and Society. V. 21, no. 1. Pp. 119–138. https://doi.org/10.1177/1461444818791318

10. Litt E., Hargittai E. (2016). The imagined audience on social network sites // Social Media and Society. V. 2, no. 1. Pp. 1–12. https://doi.org/10.1177/2056305116633482


Для цитирования:


Кришталь М.И., Щекотуров А.В. Мотивы и особенности кросс-платформенной самопрезентации российских студентов. Цифровая социология/Digital Sociology. 2021;4(1):24-30. https://doi.org/10.26425/2658-347X-2021-4-1-24-30

For citation:


Krishtal M.I., Shchekoturov A.V. Motives and features of cross-platform self-presentation of Russian students. Digital Sociology. 2021;4(1):24-30. (In Russ.) https://doi.org/10.26425/2658-347X-2021-4-1-24-30

Просмотров: 106


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2658-347X (Print)
ISSN 2713-1653 (Online)