Top.Mail.Ru
Preview

Цифровая социология/Digital Sociology

Расширенный поиск

Цифровизация публичного управления в странах ЕАЭС

https://doi.org/10.26425/2658-347X-2021-4-3-27-35

Аннотация

Рассмотрены различные аспекты цифровизации публичного управления в странах Евразийского экономического союза. Отмечено, что цифровизация носит стихийный и всеобъемлющий характер, а также затрагивает практически все сферы общественных отношений, в том числе и систему публичного управления. В этой связи возникает необходимость выработки совместной межгосударственной политики в области институционализации процессов цифровизации общества. Цифровизация определяется как совокупность цифровой трансформации процессов хозяйствования субъектов и создания цифровых продуктов и услуг, а не просто как оцифровка – перевод данных из аналоговой формы в цифровую. В свою очередь, определение термина «публичное управление» можно сформулировать как комплекс механизмов, процессов, взаимоотношений и институтов, посредством которых граждане государства, их объединения выражают свои интересы, осуществляют свои права и обязанности и урегулируют разногласия. Анализ практики институционализации процессов цифровизации публичного управления демонстрирует тот факт, что основные регулятивные нормы и практики данной сферы закрепляются в рамках национальных целевых программ.

В настоящей статье проанализированы программно-целевые документы всех стран – членов Евразийского экономического союза, затрагивающие процессы регулирования цифровизации, необходимость институционализации процессов цифровизации власти и общества, а также внедрения современных технологий в практику публичного управления. Вместе с тем общим элементом всех стратегий, концепций и программ выступает только цифровизация процесса предоставления государственных услуг, а остальные параметры целевых документов во многом различны. В этой связи требуется формирование единой модели цифровизации публичного управления Евразийского экономического союза на основе единой стратегии.

Об авторах

В. А. Сапрыка
ФГАОУ ВО «Белгородский государственный национальный исследовательский университет»
Россия

Сапрыка Виктор Александрович,д-р социол. наук, доц.

 г. Белгород



А. В. Пастюк
ФГАОУ ВО «Белгородский государственный национальный исследовательский университет»
Россия

Пастюк Александр Владимирович, канд. социол. наук

г. Белгород



Н. И. Кулакова
ФГАОУ ВО «Белгородский государственный национальный исследовательский университет»
Россия

Кулакова Наталья Игоревна, ассистент

г. Белгород



Список литературы

1. Бабура Л.А. (2017). Кросс-медиапродукт // Вектор экономики. № 6. С. 8–18.

2. Василенко Л.А., Зотов В.В. (2020). Цифровизация публичного управления в России: риски, казусы, проблемы // Цифровая социология. № 2. С. 4–16. https://doi.org/10.26425/2658-347X-2020-2-4-16

3. Волкова А.В. (2013). Публичные ценности и система государственного управления в России. Санкт-Петербург: СПбГУ. 383 c.

4. Волчкова Л.Т. (2015). Публичное управление как сфера социального развития человека // Материалы Афанасьевских чтений. № 13. С. 19–26.

5. Глухих В.А., Елисеев С.М. (2020). Цифровая платформа как стратегия развития правительства в информационном обществе // Информация – Коммуникация – Общество. №. 1. С. 32–37.

6. Корчагин C., Польшиков Б. (2018). Цифровая экономика и трансформация механизмов государственного управления. Риски и перспективы для России // Свободная мысль. № 1. С. 23–36.

7. Минина В.Н. (2019). HR-боты в управлении человеческими ресурсами организации // Вестник Санкт-Петербургского университета. Менеджмент. № 3. С. 400–418.

8. Михайленко Н.В. (2020). Цифровое государственное управление. Cовременные проблемы и перспективы завтрашнего дня // Государственная служба и кадры. № 2. С. 171–175.

9. Охотский Е.В. (2014). Государственное управление: на пути к современной модели государственного менеджмента // Вестник МГИМО Университета. № 3. С. 115–127.

10. Попова Н.Ф. (2020). Необходимость цифровизации государственного управления в РФ // Административное право и процесс. № 2. С. 48–53.

11. Суворова С.Д. (2019). Вызовы, угрозы и риски цифровизации хозяйствующих субъектов в условиях инновационного развития // Развитие цифровой экономики в условиях деглобализации и рецессии. С. 507–535.

12. Сыманюк Н.В. (2018). Современные зарубежные направления модернизации публичного управления // Особенности публичного управления в современной России: монография / под ред. Т.М. Резер. – Екатеринбург: Издательство Уральского университета. С. 62–70.

13. Тихонов А.В. (2014). Опыт социолого-культурологического исследования проблем реформирования властно-управленческой вертикали // Вестник Института социологии. № 3 (10). С. 66–84.

14. Тихонов А.В., Богданов В.С. (2020). От «умного регулирования» к «умному управлению»: социальная проблема цифровизации обратных связей // Социологические исследования. 2020. № 1. С. 74–81. https://doi.org/10.31857/S013216250008325-0

15. Уваров А.А, Уваров А.А. (2020). Проблемы использования цифровых технологий при реализации прав и свобод граждан // Право и цифровая экономика. № 2. С. 5–11.

16. Усманова Р.М. (2011). О соотношении понятий «публичное регулирование», «публичное управление» и «публичная власть» // Общество: политика, экономика, право. № 3. С. 133–140.

17. Хоровиц П., Хилл У. (1993). Искусство схемотехники. Москва: Мир. 371 с.

18. Aucoin P. (2005). Administrative reform in public management: paradigms, principies, paradoxes and pendulums // Governance. No. 3 (2). Pp. 115–137. https://doi.org/10.1111/j.1468-0491.1990.tb00111.x

19. Bannister F., Connolly R. (2014). ICT, public values and transformative government: a frame-work and programme for research // Government Information Quarterly. No. 31 (1). Pp. 119–128. https://doi.org/10.1016/j.qiq.2013.06.002

20. Berman S.J. (2012). Digital transformation: opportunities to create new business models // Strategy and Leadership. No. 2. Pp. 16–24.

21. Dunleavy P., Margetts H., Bastow S., Tinkler J. (2006) New public management is dead – long live digital-era governance // Journal of Public Administration Research and Theory. No. 3. Pp. 467–494.

22. Gray J., Rumpe B. (2017). Models for the digital transformation // Software & Systems Modeling. No. 2. Pp. 307–308.

23. Gunningham N., Grabosky P., Sinclair D. (1998). Smart regulation: designing environmental policy. Oxford: Oxford University Press. 494 p.

24. Madimutsa С., Pretorius L. (2017). Revisiting trade unions’ response to new public management: a case from Zambia // Public Personnel Management. No. 46 (3). Pp. 288–307.

25. Merkus S., Veenswijk M. (2017). Turning new public management theory into reality: performative struggle during a large scale planning process // Environment and Planning C-Politics and Space. No. 35 (7). Pp. 1264–1284. https://doi.org/10.1177/0263774X16689370

26. Osborne D., Gaebler T. (1992). Reinventing government. How the entrepreneurial spirit is transforming the public sector. New York: A Plume Book. 432 p.

27. Rotberg R.I. (2014). Good governance means performance and results // Governance. No. 27 (3). Pp. 511–518. https://doi.org/10.1111/gove.12084


Рецензия

Для цитирования:


Сапрыка В.А., Пастюк А.В., Кулакова Н.И. Цифровизация публичного управления в странах ЕАЭС. Цифровая социология/Digital Sociology. 2021;4(3):27-35. https://doi.org/10.26425/2658-347X-2021-4-3-27-35

For citation:


Sapryka V.A., Pastyuk A.V., Kulakova N.I. Digitalization of public governance in the EAEU countries. Digital Sociology. 2021;4(3):27-35. (In Russ.) https://doi.org/10.26425/2658-347X-2021-4-3-27-35

Просмотров: 652


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2658-347X (Print)
ISSN 2713-1653 (Online)