Preview

Цифровая социология/Digital Sociology

Расширенный поиск
Том 2, № 2 (2019)
Скачать выпуск PDF
https://doi.org/10.26425/2658-347X-2019-2

ЦИФРОВАЯ СОЦИОЛОГИЯ: НАПРАВЛЕНИЯ ИССЛЕДОВАНИЙ 

4-11 271
Аннотация

В статье представлены данные социологического исследования российской политической элиты и ее активности в социальных сетях (на примере социальной сети «Твиттер»). Исследование проводилось методом анализа базы данных, содержащей информацию об аккаунтах, подписках и размере аудитории, содержании публикуемых материалов представителей российского истэблишмента. Объектом исследования стали депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации VI созыва и Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, руководящие сотрудники Администрации Президента Российской Федерации, члены Правительства Российской Федерации, руководители субъектов федерации. Выявлены базовые индикаторы анализа онлайн активности элиты, проанализировано, каким образом их активность в социальных сетях влияет на популярность и авторитет власти. Проведен анализ присутствия в Твиттере различных групп правящей элиты (представителей как исполнительных, так и законодательных органов власти и управления страны), их активности, содержания публикуемых текстов. Сконструирован индекс авторитетности, отражающий популярность каждого представителя истэблишмента в кругах правящей элиты. Метод позволил выявить не только лидеров общественного мнения в сети, но и обнаружить самых влиятельных персон в кругах лиц, принимающих государственные решения. Выявлено существенное запаздывание власти в использовании новых технологий для продвижения своей политики. Необходимость развития этого сектора коммуникаций власти с обществом в цифровую эпоху представляется очевидной.

12-24 504
Аннотация

Сеть «Интернет» (далее – Интернет) в эпоху своей доступности и популярности в современной России играет наиболее важную роль как в распространении информации, так и в ежедневных коммуникациях людей. Средства массовой информации (далее – СМИ) также используют интернет-площадки как основные в своей деятельности, так как традиционные формы имеют все меньший охват аудитории, чем интернет-издания. Из-за того, что традиционные СМИ в современной России являются подконтрольными государству, Интернет остается последней площадкой, на которой независимые источники могут вести свою деятельность. На сегодняшний день именно Интернет является основной силой, формирующей общественное мнение и тренды. В связи с этим у действующей власти есть необходимость разрабатывать новые меры и внедрять новые законы с целью регулирования данной области. Но действительно ли первостепенной задачей у власти является обеспечение безопасности внутри Российского Интернета или властью движет желание взять под контроль интернет-пространство и ограничить его свободу?

В статье в хронологическом порядке рассмотрены и проанализированы основные действия российской власти, предпринимаемые для обеспечения безопасности Российского Интернета. Рассмотрены и проанализированы тексты законов и реальные результаты после их принятия. К каждому подобному действию приведена оценка общественного мнения по отношению к данным нововведениям. Рассмотрено соответствие заявленных целей и задач законопроектов их фактическим результатам. Приведен анализ международных оценок свободы СМИ, свободы Интернета и свободы личности в России в различные периоды внедрения законов в повседневную жизнь.

ЦИФРОВАЯ СРЕДА 

25-33 228
Аннотация

С распространением онлайн-коммуникации предпринимается все больше попыток ее исследования как процесса, протекающего в условиях различных дискурсивных пространств. В статье на примере одного сообщения, размещенного в нескольких социальных сетях, проанализированы дискурсивные условия и возможности различных социальных медиа влиять на содержание создаваемых в рамках их среды смыслов. Предметом исследования стали дискурсивные характеристики репрезентаций отдельно взятого сообщения в различных социальных сетях. Цель проведенной работы – демонстрация теоретико-методологического подхода для кроссплатформенного анализа дискурса в социальных медиа, который при желании может быть расширен на большем массиве данных с учетом результатов качественного критического дискурс-анализа представленного кейса. Использован метод критического дискурс-анализа (CDA), который позволяет выявлять и анализировать социальные структуры в рамках диалектических взаимоотношений. В ходе исследования и проведенного анализа было выявлено, что даже в случае, когда использование вариативных возможностей различных социальных сетей по созданию и трансляции смыслов не является осознанной стратегией отдельно взятого института, его сообщения оказались наполнены различным смысловым содержанием, а значит, обладают отличными друг от друга убеждающими и легитимирующими возможностями. Это произошло из-за невозможности избегания определенных условий производства, создания и распространения контента, задаваемых политикой социальных сетей. Социальная сеть как коммуникативное пространство создает режим производства, распространения и потребления контента, и в этом режиме уже осуществляется коммуникация. В силу специфических особенностей каждой сети, можно говорить о том, что они создают разные дискурсивные пространства.

34-40 150
Аннотация

Статья посвящена вопросам формирования массива данных для построения искусственной нейронной сети, предназначенной для поиска взаимосвязей между социальными и экономическими параметрами развития регионов Российской Федерации (далее – РФ). Актуальность исследований в этой области подтверждается большим количеством исследований в области региональной компаративистики, а также ограниченностью методик, применяемых в такого рода исследованиях, зачастую ограничивающихся описательными методами и базовыми техниками параметрической статистики. В этих условиях расширение математического аппарата и более активное внедрение информационных технологий, в том числе в области анализа больших данных (англ. big data) и построения прогностических моделей на основе искусственных нейронных сетей, представляется небезынтересным. При этом, однако, необходимо отметить, что ресурсов отдельного исследовательского коллектива может быть (и, вероятнее всего, будет) недостаточно для создания с нуля собственного программного решения для реализации алгоритмов машинного обучения. Использование сторонних программных платформ на основе облачных технологий (в первую очередь – инфраструктуры от IBM и Google) позволяет обойти проблему отсутствия у исследовательского коллектива дорогостоящей материально-технической базы, однако накладывают ряд ограничений, продиктованных как требованиями существующих алгоритмов машинного обучения, так и спецификой архитектуры предоставляемых платформ. Это ставит коллектив исследователей перед необходимостью подготовки накопленного массива данных к обработке: снижению размерности, проверке данных на соответствие требованиям платформы и исключения потенциальных проблемных зон: утечек данных, перекосов в обучении и иных. Работа была доложена на секции «Социология цифрового общества: структуры, процессы, управление» Международной конференц-сессии «Государственное управление и развитие России: национальные цели и институты».

41-48 156
Аннотация

Прошедший в России летом 2018 г. Чемпионат мира по футболу (далее – ЧМ-2018) стал крупным мировым спортивным событием и одновременно крупным имиджевым и инфраструктурным проектом. В статье подробно раскрыта подготовка и проведение ЧМ-2018, а также дана его общая характеристика. Отмечено, что международная задача по повышению имиджа России на современном этапе, ослаблению международной напряженности в мире была достигнута лишь частично. Выявлена и обоснована необходимость обратить особое внимание на вопросы обеспечения безопасности. Также в статье подробно освещены инновационные подходы России к проведению ЧМ-2018, а именно речь идет о внедрении новых цифровых технологий для контроля безопасности. На основе проведенного исследования даны рекомендации по дальнейшему использованию спортивной инфраструктуры, привлечению молодежи в спортивные мероприятия, в частности, пропаганде футбола, предложено рассмотреть возможность внедрения системы использования паспорта болельщика в реалии современной России.



Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2658-347X (Print)
ISSN 2713-1653 (Online)